Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей

Наш опрос
Читаете ли вы материалы группы Руси Былинной Вконтакте?
Всего ответов: 1105

Главная » АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ » ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

Когда произошла битва на Калке?

Когда произошла битва на Калке?





Прежде чем обратиться к описанию событий, связанных с битвой на Калке, рассмотрим их датировку в русских летописях и у восточных хронистов. Вопрос это далеко не праздный, бурные дискуссии о дате знаменитой битвы продолжались среди историков до 30-х годов ХХ века, отдельные попытки пересмотра этой даты предпринимаются и сейчас. Чтобы легче было разобраться с датированием битвы на Калке и понять, в чем суть проблемы, над которой бились историки более столетия, сведем основные известия русских летописей и восточных авторов в две таблицы. Сразу бросается в глаза внешний разнобой по этому вопросу в летописных сообщениях (смотри табл. 6.1). Легче всего списать разночтения в датах на ошибки летописцев и переписчиков, они, в этом смысле, были небезгрешны, и сами это признавали.

Лаврентий-мних (монах), заканчивая весной 1377 года переписывание летописи, которую мы сейчас называем, по его имени, Лаврентьевской, завершил ее красноречивым признанием: «… где описал, или переписал, или не дописал, чтите, исправляя, Бога деля (т.е. ради Бога), а не кляните, занеже книги ветшаны, а ум молод – не дошел». Но причинами летописных разночтений в датах являются не только небрежность, «ум молод» переписчиков или ветхость книг.

Большую проблему создала в этом смысле сама система летоисчисления, заимствованная Русью, вместе с христианством, у Византии. Как и в Царьграде, в Киеве стали отсчитывать годы от «сотворения мира», которое «состоялось» за 5508 лет до Рождества Христова. В Византии год начинался в сентябре, Русь же оставила начало года в марте, как это и было до ее крещения, а новый год с 1 сентября (с Семенова дня) утвердился у нас только в конце XV века. Сдвинув начало года на полгода относительно Византии, «грамотеи и книжники» на Руси в марте оказывались перед выбором, какой номер присвоить наступившему новому году, номер того года, который начался в прошлом сентябре и продолжался (по Византии), или номер следующего года, который начнется только в следующем сентябре. Если летописец в марте выбирал номер текущего года (как в Византии), то стиль летописи называется «мартовским», если отдавал предпочтение номеру года, который в Византии начнется в будущем сентябре, то стиль летописи именуют «ультрамартовским». Каждый летописец решал этот вопрос по своему, поэтому на практике в древнерусских источниках встречается и «мартовский», и «ультрамартовский» стиль. Понятно, что разница в обозначении одной и той же даты по этим двум стилям составит ровно 1 год. Каждая из дошедших до нас летописей представляет собой свод, составленный из известий, заимствованных из более ранних источников, использовавших как мартовский, так и ультрамартовский стиль. Поэтому в одной и той же летописи встречаются известия, датированные в разных стилях.

Поясним все изложенное выше простым и конкретным примером. В сентябре 1222 года (по современному летоисчислению) в Византии начался 6731 год от сотворения мира. Событие мая 1223 года (по современному календарю) датируется на Руси по мартовскому стилю маем 6731 года, а по ультрамартовскому – маем 6732 года (который в Византии начнется только в сентябре 1223 года).

Таким образом, Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская I и Тверская летописи датируют битву на Калке 1223 годом (по современному календарю), разные годы от сотворения мира (6731 и 6732) появились в их известиях из-за использования как мартовского, так и ультрамартовского стиля (смотри табл. 6.1). Совершенно независимые от русского летописания восточные источники подтверждают эту дату (смотри табл. 6.2). Следовательно, наиболее обоснованной в настоящее время датой битвы на Калке является 1223 год.

Нам известна особая точка зрения по этому вопросу мариупольского историка и краеведа Р.И. Саенко (ныне уже покойной), относившей события на Калке к 1224 году, но, в свете всего, изложенного выше, согласиться с ней мы не можем.

Таблица 6.1. Русские летописи о дате битве на Калке



Таблица 6.2. Восточные источники о дате битве на Калке



Относительно точной даты битвы (месяц, число) летописи также расходятся (смотри таблицу 6.1). В Ипатьевской летописи число и месяц вообще не указаны, в кратком сообщении Лаврентьевской летописи указано 30 мая, наиболее информированная о событиях на Калке Новгородская I летопись дает 31 мая. В ряде поздних (XV век) летописных сводов, в Софийской I, Новгородской IV, Московской академической летописи, Летописце Рогожском указана дата 16 июня. На какой же дате следует остановиться?

Для 30 и 31 мая выявить ошибку и сделать правильный выбор достаточно легко. Сразу после этих дат в сообщениях, к счастью, помещено благочестивое уточнение, что произошло это в день памяти Св. мученика Ермия, который отмечался на Руси 31 мая. Как же могло появиться в летописях 30 мая? В древнерусских источниках специальных знаков для цифр не было, их обозначали буквами со специальной черточкой вверху (тильдой, титлом), например: а҃ = 1, в҃ = 2, л҃ = 30 и т. д. При переписывании кто-то из копиистов пропустил а҃, и 31-е мая ( л҃ а҃ ) превратилось в 30-е мая ( л҃ ).

Следствием подобной ошибки является, по нашему мнению, и появление в Летописце Рогожском явно недостоверного 6734 года битвы (вместо 6731 от сотворения мира). Скорее всего, перепутали а҃ =1 с д҃ = 4, так как начертания букв а ("аз") и д ("добро") в древнерусских источниках довольно близки.

С 16 июня, как летописной датой битвы на Калке, дело обстоит несколько сложнее, но то, что она ошибочна, было достоверно доказано еще в 1854 году А.А. Куником [14]. Подробное изложение аргументов в пользу тезиса о ее ошибочности заняло бы слишком много места, укажем только, что это дата не самой битвы, а вступления на киевский стол князя Владимира Рюриковича (вместо погибшего на Калке Мстислава Романовича). Вопрос этот подробно разобран в примечаниях (стр. 317-318) к обстоятельной работе Н.Г. Бережкова по хронологии русского летописания.

Приводимые в более поздних, чем летописи, мемуарах и свидетельствах иностранцев о России датировки битвы на Калке часто содержат насколько грубые ошибки, что их даже нет смысла рассматривать. Например, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн [20], дважды (в 1517 и 1526 гг.) посетивший Россию, в своих «Записках о Московии» (1549), ссылаясь на летописи и «рассказы многих людей» (?), датировал события на Калке 6533 годом от сотворения мира (1024 или 1025 год).

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что первоначально источники указывали на 31 мая 1223 года, как на дату злополучной битвы: «Си же злоба сътворися мєсяця маия въ 31» (Новгородская I летопись) . Следует напомнить однако, что события на Калке растянулись на несколько суток (от неудачного боя после перехода реки, до пленения и гибели части русской рати), и к какому из этих событий следует привязать указанную дату, пока непонятно.

Завершая наше странствие в хронологических дебрях, укажем еще на один, казалось бы, общеизвестный факт. В феврале 1918 года, при календарной реформе в России, счет дней был передвинут вперед на 13 дней. В связи с этим, 31-е мая по старому стилю (юлианскому календарю) стало 13-ым июня по новому стилю (григорианскому календарю, введенному в католических странах еще в 1582 году папой Григорием XIII). Летописи, естественно, написаны по юлианскому календарю, именно по нему дата битвы на Калке - 31 мая. Из любого современного православного церковного календаря можно узнать, что день памяти Св. Ермия, который упоминали летописцы, отмечается в наши дни 13 июня. Как же нам быть? Какой день, по новому стилю (григорианскому календарю), считать годовщиной битвы? Не углубляясь в календарные тонкости, скажем, что разница между юлианским и григорианским календарями нарастает на 1 день за 128 лет. Поэтому в конце XVI века, при введении григорианского календаря, счет дней пришлось передвинуть относительно юлианского на 10 дней, а в XX веке – уже на 13 дней. В начале XIII века, когда состоялась битва на Калке, эта разница составляла 6 дней, и 31 мая в летописи по юлианскому календарю соответствует нашему нынешнему 6 июня (по новому стилю). Получается, строго говоря, что годовщину битвы по современному календарю надо было бы отмечать ежегодно 6 июня.

Если у кого будет желание и возможность поднять стопку за упокой души наших павших в битве предков, то какое перед ним открывается изобилие вариантов: и 31 мая, и 6 июня, и 13 июня! На мой взгляд, делать это лучше 6 или 13 июня, под первые молодые огурчики и прочие гастрономические радости начала лета. Не следует лишь отмечать все три даты сразу …

А как быть с торжествами, посвященными битве на Калке, которые ежегодно проходят 31 мая в заповеднике «Каменные Могилы»? Участвовать, обязательно участвовать! И самому на эти торжества идти, и детей-внуков с собой вести! До земли надо поклониться той группе энтузиастов, главным мотором которой был В.А. Сиренко, которая смогла в наше непростое время не только эти торжества организовать, но и сделать их с годами местной традицией! Только через подобное коллективное действо и может ныне широкая публика (пусть и не шибко искушенная в хронологических тонкостях), приобщиться к истории, почувствовать кровную и нерасторжимую связь со своими предками - павшими в битве русскими дружинниками и князьями.

источник



ЗАРАБОТАЙ со мной ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Русь Былинная rusich.moy.su

Архив Графомана ruskart.blogspot.com

Ратная Доблесть Руссов grumdas.ru

Пособие для Героя geroikryma.net
16.05.2012
Похожие публикации

Комментарии
omForm">
avatar

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика