Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей

Наш опрос
Читаете ли вы материалы группы Руси Былинной Вконтакте?
Всего ответов: 1105

Главная » ИСТОРИЯ » ДРУЗЬЯ И ВРАГИ

КТО ТАКИЕ ОЛЬМЕКИ?

КТО ТАКИЕ ОЛЬМЕКИ?

Дэвид Чайлдресс
(DAVID CHILDRESS)

Перевод статьи из журнала Atlantis Rising № 65



В январе 2007 года было объявлено, что руины потерянного города обнаружены в Мексиканской долине всего в 25 милях к югу от Мехико. Дублирующий Цацакатла, город был найден около Шочитепека мексиканским археологом Жизель Канто. Как сообщалось, руины принадлежали ольмекам - странной и древней культуре, которая, как полагают, являлась матерью всех культур Центральной Америки. В то же время отчеты об открытии выражали удивление о том, что этот "новый" город ольмеков находился не на побережье Мексиканского залива, где располагались большинство предыдущих поселений ольмеков, а в сотнях миль внутрь страны.

И вновь противоречия с ольмеками запутывали традиционную археологию.
Самая старая и вероятно самая большая тайна ранней истории Мексики и Северной Америки вообще - проблема ольмеков. Ольмеки часто упоминаются академическими археологами как прото-майя или олманы (жители "Земли Олмен"), как их теперь называют. Когда мы смотрим на загадочные наскальные рисунки, гигантские, отлично вырезанные головы, фирменный "насупленный", воинственный вид ольмеков, неизбежно возникает вопрос: "Кто это?"

Странный мир ольмеков начинает провляться только сейчас. В своих образцах искусства ольмеки часто одеты в кожаные шлемы, имеют широкие лица и толстые губы (плюс широкие носы), сердитое выражение лиц, и напоминают команды африканских регбистов из Нигерии или Танзании. В то время как археологи настаивают на том, что африканцы никогда не колонизировали Мексику или Центральную Америку, средний человек смотрит на эти скульптуры и чудеса и дивится, как академики могут делать подобные заявления - такие поразительно ненаучные в своей основе.

В дополнение к негроидным чертам, многие экспонаты изображают людей восточного или европейского типа. Поэтому очень интересно обратить внимание на то, как выглядят фигуры - как они одеты, что носят на голове, какова форма их глаз, носа, ушей и ртов, как они держат руки и каково выражение на лицах. Все это - замечательное искусство. Выражение и символика объектов указывают на высокий уровень мастерства и общей иконографии - Что все это означает? Кто эти люди? Они были изолированными сельскими жителями или незнакомцами из далекой земли?

Открытие ольмеков

До 1930-х годов считалось, что самая старая цивилизация в Америке - цивилизация майя. Большое количество майянских памятников, стел, глиняной посуды, статуй и других экспонатов, обнаруженных повсюду на Юкатане, в Гватемале и на побережье Мексиканского залива, убедило археологов, что майя были материнской цивилизацией Центральной Америки.

Но некоторые "майянские экспонаты" все же отличались от большей части артефактов. Одним отличием было то, что у некоторых резных фигур больших голов лица имели явные африканские черты. Майянские рисунки и скульптуры могут весьма различаться между собой по стилю исполнения, но африканские особенности четко казались немайянскими. Эти афроподобные головы часто "бросали" хмурый взгляд и носили маски или, казалось, представляли собой "полу-ягуара полу-человека". Этот повторяющийся мотив не согласовывался с другим находками народа майя.

В 1929 году Маршал Сэвилл, директор Музея американских индейцев в Нью-Йорке, классифицировал эти работы, как полностью новую культуру, не имеющую отношение к наследию майя. Несколько неуместно, он назвал эту культуру Ольмеки, что означает "резиновые (каучуковые) люди" на языке науатль. Большинство ранних экспонатов было найдено в областях Табаско и Веракрус южной Мексики, болотистом районе с месторождениями природного газа, а в древности - зоне добычи каучука.

Согласно известному мексиканскому археологу Игнасио Берналю (Ignacio Bernal), искусство ольмекского типа было замечено уже в 1869 году, но термин "ольмеки" или "резиновые люди" начал использоваться с 1927 года. Естественно, многие видные археологи майя, включая Эрика Томпсона, который помог расшифровать календарь майя, отказались принять новую культуру, тем более предшествующую майя. Вопрос был улажен только на чрезвычайном съезде в Мехико в 1942 году. Как бы то ни было датировка начала культуры ольмеков остается предметом дебатов.

Действительно, ольмекам теперь приписывают создание игры с мячом, которая играла существенную роль во всех цивилизациях Месоамерики, и самих резиновых шаров, применявшихся в игре. Эта игра может быть еще старше чем ольмеки. Площадки для игры в мяч и ольмеко-майянская игра были популярны на территории от Аризоны и Юты на севере и до Коста-Рики и Панамы на юге.

Ольмеки были открыты. Однако, это открытие породило больше вопросов, чем ответов. Открытие ольмеков, казалось, подвергало сомнению многие прежние предположения относительно предыстории Америки. Внезапно появились люди, которые строили монументальные скульптуры с удивительным мастерством, были фактическими "изобретателями" чисел и системы письменности, используемых майя, игры в мяч с резиновыми шарами, и даже знали о колесе (как свидетельствуют их колесные игрушки).

Большая загадка для археологов - кем были ольмеки?

Берналь продолжил изучать ольмеков и выпустил единственное капитальное исследование этой ранней центральноамериканской культуры в 1969 году под названием "Мир ольмеков". В этой книге Берналь обсуждал любопытные находки, приписанные ольмекам, на всем протяжении от южной Мексики до территории Гуанакасте в Никарагуа. Однако, он не смог выяснить происхождение этих странных и особенных людей, в искусстве которых встречаются бородатые люди, негроидные головы и неразборчивые иероглифы. Даже такие известные участки майя как Вашактун и Эль-Мирадор, как думал Берналь, были ранее заняты ольмеками.

Однако, ортодоксальные археологи, такие как известный британский автор и археолог Найджел Дэвис (Nigel Davies) утверждают, что ольмеки или их предки не могли пересечь океан (Атлантический или Тихий). Говорит Дэвис: "Отбросив романтические версии о морских путешествиях ольмеков, сомнения сохранились лишь по вопросу: какая часть Мексики является местом происхождения, так как позднее их присутствие находят почти в каждом регионе. Эту проблему горячо обсуждали; Мигель Коваррубиас был убежден, что цивилизация ольмеков вначале процветала в штате Герреро, граничащим с Тихим океаном, но его доводы привлекли немного последователей. Другие настаивали, что ольмеки пришли с Мексиканского нагорья. Однако, по общему согласию сейчас утверждается, что центром ольмеков или их прародиной является каучуковая земля южного Веракруса и Табаско".

Дэвис по существу говорит, что ольмеки пришли из района Монте-Альбан, из гористой местности Оахака, Оштотитлана или Уштлауака около Акапулько на Тихом океане или, что наиболее вероятно, из болот Трес-Сапотес и Ла Вента по берегам Мексиканского залива. Во всех этих районах встречаются поселения ольмеков.
Идея о том, что странные ольмекские негроидные головы могли быть результатом раннего африканского вторжения, кажется полностью чуждой историкам и археологам, описывающим археологию Америки. Несмотря на многочисленные изображения в искусстве ольмеков различных правителей, царей, волшебников и других персонажей похожих на африканцев, китайцев, бородатых европейцев, большинство преподавателей в наших главных университетах утверждает, что им неизвестны доказательства существования древних доколумбовых исследователей. Тем не менее они признают, что люди могли ошибочно принять эту идею от "поверхностного" взгляда на эти фигуры.

Таким образом археологи сталкиваются с большой проблемой, с которой они, однако, предпочитают не иметь дело. Они утверждают, что негроидные головы не являются африканскими (или восточнго происхождения), но допускают, что эти гигантские каменные головы и другие статуи действительно по описаниям схожи с изображениями африканцев. Но как получилось, что индейцы похожи на африканцев? Другие цивилизации, такие как майя, похожи на американских индейцев. Археологи вынуждены придумать объяснение, независимо от того, насколько оно слабое для этой очевидной загадки.

Итак, даже для историков происхождение ольмеков - тайна. В сфере альтернативной истории существует много теорий кроме перехода через сибирский перешеек в отдаленные доисторические времена. Одна теория состоит в том, что негроидное население связано с Атлантидой как часть некоего класса воинов. Возможно они были частью египетской колонии в Центральной Америке или некоторой неизвестной африканской империи. Другие предположили, что некоторые ольмеки приплыли со стороны Тихого океана с потерянного континента Му или как китайские наемники. Правдоподобности этим идеям придают любопытные изображения "магов" (или шаманов), использующих волшебные грибы. Были ли они волшебниками из Африки, Китая или даже Атлантиды?
Заморские колонизаторы?

Неизвестно, какое название древние ольмеки использовали для себя; некоторые поздние записи месоамериканцев, кажется, называют древних ольмеков "Тамоанчанами". Классический период для ольмеков, как полагают, начинается в 1200 г. до н.э. и заканчивается приблизительно в 400 г. до н.э. Ранние артефакты отльмеков относятся к 1500 г. до н.э, а возможно и еще более ранней эпохе.

Никто не знает, откуда ольмеки пришли, но существуют две преобладающие теории:

1. Они были коренными американцами, вышедшими из того же сибирского потока как и большинство других коренных американцев, и только случайно подчеркивали негроидный генетический материал, скрывавшийся в их генах.
2. Они были пришлыми, которые иммигрировали в район ольмеков на лодках, и эта заокеанская миграция продолжалась в течение сотен лет.

В центре дебатов о происхождении ольмеков - классическая борьба между изоляционистами (которые думают, что древний человек был неспособен к заокеанским рейсам, и поэтому почти каждая древняя культура развивается самостоятельно), и диффузионистами (которые думают, что древний человек мог покорить океаны, что объясняет общие черты в широко разбросанных культурах). Айвен Ван Сертима (Ivan Van Sertima) из университета Рутгерс в Нью-Джерси активно продвигает диффузионистскую теорию, согласно которой древний человек пересекал и Атлантику и Tихий океан при длительных заокеанских контактах. Его книги "Африканское присутствие в Ранней Америке" и "Африканское присутствие в Ранней Азии" наполнены статьями и фотографиями, которые без сомнения демонстрируют, что негры жили буквально по всему миру, включая древнюю Америку. В то же время Ван Сертима не касается таких неортодоксальных теорий как Атлантида или потерянный континент в Tихом океане, он верит, что негроиды в древние времена основали много развитых цивилизаций.

К сожалению, большинство авторов в академической области предпочитает защищать изоляционистские теории.
В недавней академической книге Ричарда Диля (Richard A. Diehl) "Ольмеки: первая цивилизация Америки" единственный параграф посвящен этому предмету: "Происхождение культуры ольмеков заинтриговало ученых и непрофессионалов с тех пор, как колоссальная каменная голова Трес Сапотес I с неопределенно негроидными чертами была обнаружена в Веракрусе 140 лет назад. С этого времени культура и искусство ольмеков были приписаны мореходам-африканцам, египтянам, нубийцам, финикиянам, атлантам, японцам, китайцам и другим древним путешественникам. Как часто случается, правда бесконечно более логична, но менее романтична: ольмеки были коренными американцами, которые создали уникальную культуру на перешейке Теуантепек юго-восточной Мексики. Археологи прослеживают происхождение ольмеков к доольмекским культурам в регионе, и нет никаких свидетельств для проникновения извне. Кроме того, ни один добросовестный артефакт из Старого Света никогда не появлялся на археологических участках ольмеков или где-либо еще в Месоамерике".
Этим параграфом Диль вкратце отклоняет все теории и свидетельства заокеанского контакта. Мы действительно не знаем, как выглядят добросовестные аретфакты, так как экспонаты Старого и Нового Света часто просто идентичны. Кроме того, нам не дают дополнительной информации о доольмекских культурах, из которых по-видимому вышли ольмеки.

Но ольмеки фактически были африканцами, а не только похожими на них, они почти наверняка прибыли на перешеек Теуантепек на своих судах. Но так как такие экспедиции будут немедленно отклонены и никакого дальнейшего обсуждения их возможности не будет, ольмеки просто должны быть местными парнями, которые всегда послушно были там, где их размещает академическая наука. В некоторое время в отдаленной предыстории их ранняя генетическая группа пришла в этот район, "сердце" ольмеков.

Согласно Дилю, ольмеки проживали изолированной группой в пределах этого региона, практически не контактируя с другими племенами на перешейке Теуантепек. Говорит Диль: "Мы не знаем, как эти люди называли себя сами, и был ли у них вообще термин, который охватывал всех жителей Ольмена. Нет никакого свидетельства, что они сформировали единую объединенную этническую группу, и почти наверняка никакого народа ольмеков не было. Однако, многочисленные независимые местные культуры были настолько подобны друг другу, что современные ученые считают их единой родовой культурой".

Часто повторяется заявление: "…почти наверняка ни один из ольмеков не видел людей, живущих более чем в нескольких часах ходьбы". Если бы ольмеки были изолированы от соседей на расстоянии нескольких часов ходьбы, у них, конечно, не могло быть контакта с людьми за океаном, не так ли?

Согласно Дилю, поселения ольмеков расцвели в "медвежьем углу" Месоамерики без влияния других культур. Все они внезапно начали делать монументальные статуи из базальта (одного из самых твердых и трудных для обработки камней) и планировать сложные дренажные системы. Но они действительно не контактировали со своими ранними соседями. Распространение "ольмекских" предметов произошло позднее, когда "ольмекский стиль" стали использовать другие, более широко распространенные культуры.

Фактически, неправоту Диля доказало сообщение в январе 2007 года о том, что город с явно ольмекским влиянием найден около Куэрнаваки, в сотнях миль от территории ольмеков на побережье Мексиканского залива.
Как только в 1940-х годах ольмеки были установлены в качестве самой старой культуры Месоамерики, по умолчанию они стали основателями многих из древних городов. По существу, если можно было бы доказать, что искусство ольмеков присутствует на археологическом участке, тогда это должно означать, что ольмеки - основатели этого города, так как ольмеки - старейшая культура. В то время как, возможно, в Месоамерике существовали и более ранние культуры, чем ольмеки. Однако ни одна из них не была определенно идентифицирована археологами (по крайней мере, мне об этом ничего не известно).

Так как самые старые участки майя, такие как Вашактун в джунглях Петен к северу от Тикаля, как считают, были сначала построены ольмеками, возможно, что и другие майянские города также были основаны ольмеками. Этот список майяских городов может включать Копан, Эль-Мирадор, Педрас-Неграс и многие другие. Места, такие как Монте-Албан и Теотиуакан, как думают некоторые археологи, связаны с ольмеками, и может также выяснитьсяо, что эти города первоначально были важными ольмекскими центрами.
Кажется, что тайна ольмеков не разрешится даже в течение несколько лет. Но мы надеемся, что будущие ученые и энтузиасты смогут смотреть на удивительное искусство и культуру космополитической цивилизации ольмеков без предубеждения и более глубоко оценят многие тайны истории.

источник

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА

10.05.2011
Похожие публикации

Комментарии
omForm">
avatar

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика