Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей

Наш опрос
Читаете ли вы материалы группы Руси Былинной Вконтакте?
Всего ответов: 1105

Главная » АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ » РЮРИК.ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

Аримойя

Легенда о призвании варягов

События, связанные с основанием каждого древнего государства обычно окутаны тайными и легендами, и в основе каждой из них лежит свой собственный миф. Так основание Рима связано с легендой о Ромуле и Рэме – двух братьях, вскормленных волчицей. Основание британского королевства связано с циклом легенд о короле Артуре. Россия в этом смысле не является исключением, и возникновение русского царства уже с XI-ого века было связно с легендой о «призвании варягов». При этом характерной особенностью любой легенды является то, что в каждой из них мифические и реальные события оказываются завязанными в причудливый узел, развязать который далеко не всегда представляется возможным. Тем не менее, иногда это необходимо сделать, особенно в тех случаях, когда легенда не возникает спонтанно, а создается с определенной политической целью, вступая в противоречие с историческими фактами. В частности, такой легендой является, на мой взгляд, легенда о призвании варягов на Русь в качестве правителей. В результате в жертву этой легенде была принесена целая эпоха в истории Руси, в которую произошло становление русского государства. При этом упорное желание политиков XI-ого века начать русскую историю непременно с призвания варягов привело к безвозвратной утрате целого пласта истории нашей страны. Эта статья представляет собой скромную попытку реконструировать ранний период русской истории на базе сохранившихся источников и археологических данных.
Итак, основных источников по ранней истории Руси два. Во-первых, это русские летописи, и, во-вторых, сведения арабских авторов. Однако, наиболее подробно ситуация изложена в «Иоакимовской летописи». К сожалению, не сохранилось ни одного древнего списка этой летописи, поэтому сведения, упомянутые в ней, дошли до нас только в изложении историка Василия Татищева. Поэтому многие ученые отказываются признавать историческую ценность этих сведений. Однако, пока ни одно из свидетельств этой летописи не было опровергнуто ни археологическими, ни историческими фактами. Эта летопись уникальна тем, что в ней встречаются наиболее древние упоминания этнонима «русь» в качестве названия отдельного племени, отличного и от славян и от угро-финов (чуди):
Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.

В этом отрывке, сообщающем о событиях непосредственным образом предшествующих возникновению древнерусского государства, содержатся очень ценные сведения о ранней истории Руси. Дело в том, что здесь описывается один из ранних русских городов – Бярмы, который новгородцы называли Корелой, а шведы – Кексгольм. В настоящее время это город Приозерск Ленинградской области, расположенный на Карельском перешейке на реке Вуокса между Ладожским озером и озером Вуокса. Самое интересное в этом сообщении заключается в том, что, согласно сообщениям арабских путешественников того времени, русы живут на некоем «острове», который находится на озере и большая часть его территории заболочена. Споры о местонахождении этого острова не утихают до сих пор.
Так Ибн Русте в книге «ал-Алак ан-нафиса» сообщает:
Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.

В сочинении Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази «Таба и ал-хапаван» встречается еще одно уточнение, на первый взгляд, кажущееся противоречивым:
Что же касается ар-Русийи, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружен он озером.

Многие ученые считали, что эти сведения ошибочны, поскольку остров не может быть одновременно окружен и озером и морем, и быть при этом размером «в три дня пути».

Тем не менее, такой остров есть! Причем он полностью соответствует описанию арабских путешественников. Им является весь Карельский перешеек. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что он действительно подобен острову, окруженному с одной стороны Ладожским озером, с другой, Финским заливом Балтийского моря. Река Нева окружает его с юга, а цепь ледниковых озер с севера. С учетом труднопроходимости местности его длина действительно составляет, примерно, «три дня пути».
Таким образом, сведения иоакимовской летописи о существовании на Карельском перешейке русской крепости Бярмы еще во времена князя Буривойя (конец VIII в.) и арабские сообщения об «острове русов», относящиеся к тому же периоду, удивительным образом совпали, что указывает на верность гипотезы о существовании крупного русского племенного центра на Карельском перешейке в конце VIII в..
Если предположить, что «варягами» в данном случае называются скандинавские воины, то речь здесь идет о ситуации конца VIII – начала IX-ого века, когда началось варяжское завоевание Европы. Скорее всего, здесь речь идет о шведах, поскольку река Кумень (совр. Кумийоки) находится на территории современной Финляндии, недалеко от российской границы.
Единственная проблема возникает с определением местоположения «Великого града». Дело в том, что согласно последним археологическим изысканиям Новгород Великий был основан лишь в начале X-ого века. Так наиболее древнее поселение на этой территории – «Рюриково городище», – является западно-славянской крепостью и основано не ранее конца IX-ого века. Поэтому можно предположить, что «Великим градом» летопись называет Псков. На это косвенно указывает тот факт, что Псков стоит на реке Великая. Поскольку гидронимы являются наиболее консервативными названиями, т.е. наименее склонны к изменениям, то можно предположить, что ранее и сам город назывался «Великим» или «Велиградом». Так же на это указывает то, что в иоакимовской летописи несколько раз описывается племенная коалиция «чуди, славян и руси». При этом известно, что племенной центр чуди находился в районе Чудского озера, которое протокой связано с Псковским озером, и на берегу которого стоит Псков (Плесков). Также косвенным свидетельством можно считать присутствие на берегу Чудского озера деревни «Мыслегостево», название которой по смыслу тождественно имени русского князя Гостомысла.
Согласно другому варианту Великий град может быть отождествлен с городом Ладога (совр. поселок Старая Ладога Ленинградской области), являвшимся в ту эпоху крупнейшим торговым центром на северо-востоке Европы.
Таким образом, мы вправе предположить, что данное свидетельство иоакимовской летописи связано с событиями, непосредственным образом предшествующими «призванию варягов». В этом свидетельстве речь идет о том, что между племенной коалицией (славян, чуди и руси) и варягами (шведами или датчанами) произошла кровопролитная война, которая закончилась неудачно для наших предков. В результате этой войны наши пращуры попали в подчинение к варягам и были вынуждены платить им дань. Кстати, об этом свидетельствует и «Повесть временных лет»:
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

Поскольку хронология Повести смещена в среднем на 2-4 года вперед, то можно предположить, что захват варягами северных областей Руси произошел не позже 855 года. При этом следы этой войны сохранились не только в текстах русских летописей. Так в «Житии святого Ансгария» описано нападение данов (датчан). Согласно этому свидетельству, в 852 году датчане осадили и разграбили столицу Швеции город Бирку. Однако шведский король Анунд, спровоцировавший датское нападение, сумел уговорить данов, уже захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию и отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Даны, отступив от Бирки, поспешили на 21 корабле (обычная вместимость морского корабля викингов 50 — 70 человек) «прямым путем» к этому городу. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси».
Таким образом, можно констатировать, что в 50-х годах IX-ого века северная Русь находилась под варяжским игом и была обложена тяжелой данью. Об этом свидетельствует следующий отрывок «иоакимовской летописи»:
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.

Итак, князю Гостомыслу удалось изгнать варягов (датчан или шведов) и построить город Выбор (город Выборг на берегу финского залива, находящийся в настоящее время на границе России и Финляндии). Этот город располагается в самой ближайшей точке Финского залива по отношению к древней Кореле. Вероятно, что в этот период времени между Корелой и Выбором была построена цепь укрепленных городищ (опорных пунктов), предназначенных для отслеживания перемещений шведских войск. Также здесь надо отметить, что князь Гостомысл строит город Выбор на Карельском перешейке, т.е. в пределах «острова русов».
Однако, возникает закономерный вопрос: каким образом племенной коалиции удалось разгромить врагов, от которых они еще не так давно потерпели сокрушительное поражение? Естественным образом возникает предположение, что коалиции удалось привлечь на свою сторону какого-то сильного союзника, чье участие и решило исход войны. И хотя летописи молчат об этом, но археология предоставляет достаточно большое число фактов, свидетельствующих о том, что во второй половине IX-ого века на территории современной Псковской и Новгородских областей происходит массовое расселение западных славян с территорий, захватываемых франкской державой, достигшей вершины своего могущества при Карле Великом, принявшим титул императора.
При этом обращает на себя внимание следующий факт. В 20-х годах IX-ого века сын Карла – Людовик Благочестивый, – ликвидировал словенское(!) княжество в Карантании [территория современной Словении]. Местная знать была лишена власти, а на территории княжества было образовано 3 франкские марки. При этом разгром приальпийской Словении франками удивительным образом совпал с появлением словен в окрестностях Ильменя. Поэтому будет справедливо предположить, что ильмерские словены пришли с берегов Дуная именно в начале IX-ого века.

Археологическим подтверждением этой гипотезы является «Любшанское городище», найденное в 1997 году недалеко от Старой Ладоги при впадении речки Любши в Волхов. Обнаруженные археологические свидетельства позволили петербургскому ученому Евгению Рябинину сделать вывод о том, что городище в конце VIII – начале IX веков было заселено западными славянами – выходцами из Европы. Эти поселенцы выстроили каменно-земляную крепость, ближайшие аналоги которой находятся в предгорьях Альп(!), т.е. в местах расселения каринтинских словен. Андрей Чернов в статье «Здесь была столица Руси» пишет об этом следующим образом:
... Крепости любшанского типа появились у славян (словенцев, словаков, словен), которые в первые века первого тысячелетия столкнулись с Римом. Градостроители варварского мира выбрали нечто среднее между каменной кладкой античных городов и временными деревянно-земляными укреплениями римских легионов. В результате и получилась Любшанская крепость, где камень – кости, земля и глина – плоть, деревянные конструкции – сухожилия и нервы. Крепость – а словно и живое существо.

Аналогичная городище-крепость западных славян (словен) была обнаружена в 2005 году в юго-восточной части Ильменя у населенного пункта Городок. Раскопки проводились на двух фрагментах весьма обширного по площади археологического памятника, относящегося к концу первого тысячелетия нашей эры. Крепость была найдена на первом участке. Археологами были вскрыты деревянные внутривальные конструкции, построенные в так называемой перекладной технике. Ранее подобные сооружения находили только на землях западных славян – на территориях современных Польши и Германии, а также в Киеве. Пока ученые затрудняются установить время постройки сооружений. Второй участок исследований находится в зоне жилой застройки городища. На этом участке специалистами были обнаружены три постройки IX – начала X веков. Здесь же археологи нашли куфические монеты и бусы из стекла.
Также на знаменитом «Рюриковом городище» у истоков Волхова нижний славянский слой отмечен керамикой, характерной именно для западных славян. Последние археологические раскопки обнаружили там крепкие фортификационные сооружения IX-го века, характерные для западных славян, и со всей отчетливостью показали, что Рюриково, по всей видимости, и есть «Новгород» нашей начальной летописи. При этом в более поздних слоях славянские древности исчезают и заменяются скандинавскими, полностью подтверждая летописное свидетельство о смене этнического состава населения древнего Новгорода.
Совокупность эти фактов позволяет предположить, что в середине IX-ого века из Европы происходит массовый исход славян, вытесняемых оттуда франкской империей. Изгнанники активно заселяют территорию современной России. Таким образом, в середине IX-ого века военный потенциал Руси существенно возрос, что и обеспечило ей победу над захватчиками-варягами.
Однако, после победы отношения между пришлыми западными славянами и местными племенами складывались отнюдь не просто. Вследствие возникших разногласий между бывшими союзниками по антиваряжской коалиции возник конфликт. «Повесть временных лет» пишет об этом следующим образом:
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

При этом у нас есть основания предполагать, что, во-первых, вспыхнувшая междоусобная война была достаточно жестокой и кровопролитной, и, во-вторых, основные боевые действия происходили в долине реки Волхов и вокруг озера Ильмень. Наиболее яркими свидетелями этой войны являются сожженные городища западных славян, недавно обнаруженные археологами на территории Новгородской области. Так же об этом красноречиво свидетельствуют следы большого пожара, обнаруженные археологами при раскопках в Старой Ладоге, где во время раскопок на Земляном городище выделен горизонт, датированный 847 — 855 гг. (По мнению Евгения Рябинина 865 – 870). Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре. Возможно, что разрушения были настолько велики, что город пришлось отстраивать заново. На это, в частности, указывает свидетельство ПВЛ, в котором говориться, что «и придоша къ словеномъ... и сърубиша городъ Ладогу и седе стареишии в Ладозе Рюрикъ.» Иными словами, в летописях сохранилась информация о больших строительных работах, которые проводились в Ладоге непосредственно после того, как Рюрик взошел на княжеский престол Руси.
Примерно в это же время (может чуть позже) прекращает свое существование и Любшанская крепость. Радиоуглеродный анализ показал, что крепость была покинута не позднее 870 года. Археологические свидетельства позволяют утверждать, что в последний раз брали крепость не варяги, поскольку все найденные наконечники стрел нескандинавского типа. Таким образом, можно предположить, что крепость была взята коалицией племен под предводительством руси и заброшена. В то время как Ладога после этих событий была заново отстроена.

еще :

КНИГИ ВОИНА

русь былинная

24.06.2010
Похожие публикации

Комментарии
omForm">
avatar

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика