Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей

Наш опрос
Читаете ли вы материалы группы Руси Былинной Вконтакте?
Всего ответов: 1105

Главная » ГОРДОСТЬ РУСИ » БОГИ

О БОГАХ РУЯН

О других богах руян





Есть статья В. Титова «Аркона – Священный город славян», где в целом неплохо рассказано о религии руян. Но там можно встретить одну не сразу понятную фразу: «Идол Руевита вместе с идолами Поревита и Поренута стоял в княжеской резиденции ранов Карентии», что, видимо, является пересказом сведений какого-то средневекового хрониста. Но в статью В. Титова эта фраза перекочевала явно не из средневековых хроник, а из книги М. Любавского «История западных славян» (1918 г.), так как там есть почти в точности та же фраза. Что это за Карентия? Сразу скажу, что область Каринтия, существующая или, точнее существовавшая на юге Европы (так называлась область, располагавшаяся на юге Австрии и в Словении), к этому, разумеется, не имеет отношения.
Сравнение со всем другими данными позволяет понять, что Карентия – это искаженное название другого города на Руяне, который, тоже немного искаженно, называли еще Карензе, а настоящее славянское его название: Кореница [4].

Пишет Саксон Грамматик («История Дании»), описывая действия датчан, вошедших в 1168 году в этот город: «Отличием этого города [Кореницы] были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почитанием, как среди арконцев – авторитет общественного божества. …

<...> Самый большой храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы, крыша же опиралась лишь на колонны. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда и их убрали, высеченное из дуба изваяние, именовавшееся Ругевитом, стало видно в своем уродстве со всех сторон. Ласточки, которые под его устами свили гнезда, покрыли пометом его грудь. Достойный бог, изображение которого столь уродливо измарано птицами! Кроме того, у его головы было семь человекоподобных лиц, которые все были покрыты одним черепом. Столько же мечей в ножнах, подвешенных к его боку, изобразил мастер. Восьмой, обнаженный [меч], [бог] держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздем, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало его рассечение. Ширина его была больше человеческого роста, высота же такая, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достал до подбородка топориком<...>

Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны. Ничего забавного не было в этом изваянии, вызывавшем отвращение грубыми чертами уродливой резьбы».

(Как видно из начала этой цитаты, храмом Руевита был, скорее, пурпурный шатер, а не обычное здание.
И есть еще такая версия, что Руевит – это вариация имени Яровита или Ярилы, известного на Руси.)
Читаем дальше: «<...> Завершив его уничтожение, отряд спутников [епископа] рьяно двинулся к изваянию Поревита, которое почиталось в ближайшем храме. Он был изображен с пятью головами, но безоружным. Срубив его, вошли в храм Поренута. Эта статуя представляла четыре лица, а пятое имела на груди и касалась его лба левой, а подбородка правой рукой. Ее с помощью служителей [епископ] поверг ударами секир». (Saxonis Grammatici. Historia Danica. P. I. V. II. Havniae,1839.)[5]

Примерно то же самое читаем в «Саге о Книтлингах» или «Книтлингасаге» (XII в.):

«122 (1168 г.). [Датский король Вольдемар в Коренице] приказал сокрушить трех идолов, которые именовались Рунвит, Турупит и Пурувит. Эти идолы такие чудеса творили: если кто желал сойтись с женщиной в городе, то они сцеплялись, будто псы, и не прежде разъединялись, чем покидали город. <... > Там захватили у идолов много денег, золото и серебро, шелк, и хлопок, и пурпур, шлемы и мечи, кольчуги и всякого рода оружие. Пятый идол звался Пизамар. Он был в Асунде [Ясмунде], так именовался город. Этот [идол] также был сожжен. [Другой бог] назывался Черноглав (Tiarnoglofi), это был их бог победы, который ходил с ними в походы; имел серебряные усы. Он дольше всех сохранялся; только на третий год после этого его захватили». (Monumenta Germaniae historica. Т. XXIX. Hannoverae, 1892. P. 314)

(Обратим внимание на фразу: «захватили у идолов много денег…». О деньгах в Коренице пишет и не только «Книтлингасага». Читаем у А.Ф. Гильфердинга (с. 187, примеч. 711): «по свидетельству Саксона, было в Коренице семь одинаковой величины сундуков, наполненных деньгами, посвященными Ранским богам (845)».)

Так мы узнаём еще о нескольких богах руян.

И известно, что из них Руевит – бог войны, Поренут – покровителей мореплавателей (подробнее см.: http://www.swarog.ru/p/porenuta1.php), Черноглав – «это был их бог победы, который ходил с ними в походы».
И все боги руян, описания которых мы имеем, были многоглавы или многолики.

Святовит – четырехглав, Поревит – пятиглав, Поренут (Поренуч) – пятилик (причем одно из лиц – на груди), Руевит (Ругевит) – семиглав. Многоликость бога у древних славян обозначала его неуязвимость.

(Между прочим, однажды я встречал такое суждение, что у восточных славян бы бог Перун, у скандинавов – Тор, и при этом высказывалась гипотеза, что не являются ли они искаженными названиями какого-то более древнего бога, имя которого должно быть: Пор. Имена руянских богов Поревит и Поренут (кстати, очень похоже на: Перун!) тоже идеально укладываются в ту же схему-гипотезу.)

Гильфердинг считает более правильным читать имя Поренут не через «т», а через «ц» и, таким образом, в конечном счете считает, что Поренуц – это искаженное неславянскими хронистами имя Перунец. Если считать настоящее его имя таким, «тогда мы получим по крайней мере слово, звучащее и имеющее смысл по-Славянски» (Гильфердинг). Так же считал и Любавский.

Правда, это создает другой вопрос. Если Поренут - это искажение имени Перунец, то Поревит - это настоящее имя бога или искажение какого-то другого имени (причем окончание имени Поревит, видимо, правильное, не искаженное, т.к. оно аналогично окончанию имен Святовит и Руевит)? В «Книтлингасаге» тот же бог назван Пурувитом - может быть, такое написание более правильно и не связано ли тогда это имя с пурпурным цветом? Именно пурпуру руяне явно придавали какое-то культовое значение.


Бог Поревит также был известен в г. Волин (в устье Одера) и у жителей Верхней Лужицы, Святовит – на Руси (Збручский идол - предположительно Святовит).

источник



ЗАРАБОТАЙ СО МНОЙ

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ
24.07.2011

Комментарии
omForm">
avatar

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика