Русь Былинная
Поиск по сайту
Всё о деяниях славных русичей и их соседей

Наш опрос
Читаете ли вы материалы группы Руси Былинной Вконтакте?
Всего ответов: 1105

Главная » ГОРДОСТЬ РУСИ » БОГИ

СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМА НА ВОЛГЕ

Официальное принятие и становление ислама на Волге






Публикуем доклад Мухамадиева Азгара Гатаулловича – члена совета ООД «Российское исламское наследие», доктора исторических наук, профессора, Члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан на тему «Официальное принятие и становление ислама на Волге».
Доклад был представлен ученым на Общероссийской научно-практической конференции «Историческая роль Волжской Булгарии в принятии, становлении и распространении Ислама в Поволжье и Приуралье» (Ульяновск, 13 февраля 2010)

Ведь если ислам – Аллаху служенье,
Нам жить в исламе и в нем умереть.
Гете. «Хикмет-наме».

1.Ошибочная версия о принятии ислама на Волге. Автор начала Х в. Ибн Руста в «Книге драгоценных сокровищ», написанной в 903-912 гг. сообщал о булгарах, что: «Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». Об этом свидетельствуют и погребальные обряды булгар. Поэтому вполне естественно возникает вопрос почему же принято считать, что именно Ибн Фадлан содействовал принятию ислама булгарами.

Распространению подобного ошибочного мнения, по мнению известной московской ученой С.А.Яниной содействовало: «… не столько тенденциозность подлинного рассказа (Ибн-Фадлана), сколько тенденциозность перевода и толкования…».

С.А.Янина как нумизмат много и плодотворно работая над более ранними исламскими монетами булгар, обратила внимание на следующий отрывок из рассказа Ибн Фадлана в переводе А.П.Ковалевского: «Однако, как имя моего господина, повелителя правоверных?». Я сказал: «Джафар». Он сказал: «Подобает ли, чтобы я назвался его именем?». Я сказал: «Да». Он сказал: « (Итак), я уже дал себе имя – Джафар, а имя своему отцу – Абдаллах, так что дай распоряжение об этом хатибу».

Собственно, разговор происходил спустя около двух веков после официального принятия ислама, тем более, рядом с царской мечетью, построенной, надо полагать, тоже достаточно давно.

Совершенно справедливо отмечая, что вставленное А.П.Ковалевским слово «итак» в текст оригинала, позволяет думать, что мусульманские имена были даны в ходе беседы, С.А.Янина предлагает свой перевод: « Я уже дал себе имя – Джафар, а имя своему отцу – Абдаллах». Однако ее в данном случае интересовала и вторая часть приведенного предложения, которую слово в слово можно перевести: «…а имя отца – Абдаллах». Таким образом, получается, что и Алмуш и его отец Силки уже имели мусульманские имена, но в хутбе богослужения упоминалось лишь тюркское имя правителя, что было необычным и обратило внимание Ибн Фадлана.

До приезда Ибн Фадлана (!) торжественная молитва в честь правителя звучала следующим образом: «Боже, благослови царя Балтавара (Илтебера?), царя-булгар».

Разговор Алмуша с Ибн Фадланом показывает, что правитель булгар был обеспокоен только тем, что не противоречит ли канонам ислама совпадение его имени с именем халифа. Собственно, «Джафар» – это лакаб ал-Муктадира (908-933 гг.). Поэтому можно допустить, что его отец Абдуллах получил свое имя тоже ранее еще при правлении халифа ал-Мутаз (866-869 гг.), или ал-Муктади (869-870 гг.), лакабы которых тоже Абдуллах, т.е. «раб божий».

Изучение погребального обряда древних булгар показывает, что ислам уже прочно вошел в их среду задолго до прихода Ибн Фадлана в Поволжье. Известный востоковед Б.Н. Заходер также писал говоря о булгарах в источниках, что «Эта не ибнфадлановская традиция представлена, по нашему мнению, с наибольшей четкостью в вариантах, находящихся в сочинениях Ибн Русте и Гардизи»

Следует также добавить, что правитель булгар в вышеприведенном «уникальном» переводе превращается в «царя славян», хотя к этому времени были хорошо известны десятки арабских авторов, писавших о булгарах. Например, картограф ХП в. Идриси на своей карте Поволжья два раза указывает на место обитания булгар и отмечает, что это «булгары из тюрков».

История образования самой Хазаро-булгарской империи интересна тем, что впоследствии в указанное государство вошли как хазарские так и булгарские племена, говорящие на кыпчакском диалекте древнетюркского языка.
Согласно византийским источникам, в царствование императора Маврикия из Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, Булгар, прошел к границам Римской империи, два других, в том числе Хазар, заняли Барсилию на Кавказе. Согласно Феофану: «Хазары – великий народ, вышедший из Барсилии».

Согласно Вильгельму де Рубруку, вышедшие из Паскатир (Прикамье – Приуралье), гунно-булгары создали свое государство. Они занимали приазовские земли и Таманский полуостров. Их вождь и правитель Арганда, позднее Кубрат возглавили Великую Булгарию. После смерти Кубрата в 40-х гг. УП в. распалась и Великая Булгария. Наиболее крупными владениями являлись союзы, возглавляемые Батбаем. и его братом Аспарухом, который впоследствии откочевавал на Дунай.

Одновременно с Великой Болгарией в прикаспийских степях началось сложение Хазарского государства. Хазарская верхушка тесно была связана с наследниками тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а государство каганатом. Однако, хазары были этнически очень близки булгарам. Кроме того, в конфедерацию хазарских родов входили и многочисленные булгарские роды.

Ослабление Великой Булгарии привело к присоединению и приазовских булгар к хазарам. Размеры Хазарии сразу увеличились вдвое. Причем этническая и языковая близость этого населения с племенами хазарской коалиции привела к быстрому слиянию их в единый, достаточно монолитный союз. Видимо не случайно, многие авторы, например, ат-Табари, описывая многочисленные столкновения мусульман с войсками Хазарии редко упоминает хазар или булгар, обычно сообщает лишь о сражениях с тюрками. Например, в год разгрома хазаро-булгарских войск и официального принятия ислама в 737г. ими он пишет, что: «Рассказ о событиях этого года и о походе Мервана ибн Мухаммеда в землю тюрок».

Более подробная история об официальном принятии ислама тюрками, т.е. хазарами и булгарами такова, что это действительно было, так как изложено выше. Например, об этом свидетельствуют археологические материалы раскопок хазарского города Саркела, расположенного южнее Астрахани на острове. В культурных слоях, относящихся к 1Х-Х1У вв. сплошь и рядом обнаруживается не только хазарская, но и в массовом порядке великолепная булгарская керамика.

После смерти пророка в 632 году всемирно – политическая ситуация на севере арабского мира сложилась под влиянием ирано-византийской войны, в которой немаловажную роль играло Хазарское государство, поддержавшее византийскую корону. Именно в этом направлении началось более интенсивное распространение ислама.

Арабы обратили свои взоры в сторону Хазарского государства – могущественного союзника Византии. Дальнейшее распространение и успехи ислама на севере связано с деятельностью халифа Омара (634-644 гг.).
В 637 г. мусульмане разбили войска последнего представителя династии Сасанидов Ездигера Ш (632-651 гг.) и захватили столицу Ирана Ксетифон. После этой крупной победы арабов открылся путь распространению ислама на Кавказ.

Центром арабских сил становится расположенный в Ираке военный лагерь Куфа (635-637 гг.), ставший впоследствии не только очагом культуры и торговли, но и столицей халифата. Там же впоследствии начинается чеканка с особым почерком так называемые куфические дирхемы.
В 639 году Азербайджан был полностью завоеван Букайром ибн Абдуллахом. Между халифом Омаром и жителями Азербайджана был составлен документ, который представляет интерес и для понимания проникновения ислама на Волгу.
В документе говорится, что даруется со стороны «Умара ибн Хаттаба, повелителя правоверных, жителям Азербайджана, жителям его равнин и гор, его окраин, жителям его религиозной общины. Всем им гарантируется безопасность (аман)… (Составлено) в 639 году.»

2. Официальное принятие ислама на Волге. Вскоре новым полководцем арабских войск на Кавказе халифом Омаром был назначен Сурака ибн Амр, под руководством которого Букайра и Абдурахман выступили из Азербайджана в ал-Баб (Тимер- Капуг, Дербент).

Вскоре Сурака умер. Когда весть о его смерти дошла до халифа Омара, то он назначил вместо него Абдурахмана и приказал ему совершить поход против тюрков. Это было первое столкновение арабов с мощным государством тюрок – Хазарским каганатом.

В начальный период распространения ислама на Кавказе такие столичные города хазар как Беленджер или Семендер были расположены на Северном Кавказе.

Согласно приказу халифа Омара Абдурахман собрав войска для похода на хазар, выехал из Дербента. Как передает ат-Табари, Шахрбараз – комендант крепости спросил Абдурахмана: «Что ты хочешь делать?» Тот ответил: «Я хочу (совершить поход на) Беленджер», т.е. на столицу хазар. Шахрбараз сказал: «Поистине мы должны быть довольны ими (хазарами), если они оставляют нас (в покое) за ал-Бабом». Абдурахман горделиво ответил: «Зато мы будем недовольны, пока не застигнем их в собственной стране».

Абдурахман не давал себе отчета в том, с каким сильным и опасным врагом ислама он столкнулся. Правда, первый поход оказался удачным. Его конница достигла ставки кагана хазар, ал Байду, которая была расположена в 200 фарсахах от Беленджера на Волге. Однако дальнейшие столкновения с хазарами становились все более кровопролитными. Однако, как сообщает ат-Табари, он не прекращал походы на Беленджер, пока не был разгромлен хазарами в 635 г. и убит. Все это происходило в 30 –х гг. УП в., т.е. в начальный период военных действий.

Однако война с хазарами приобрела длительный характер. Хотя халиф отводил важную роль борьбе с хазарами, но она с переменным успехом шла около ста лет. Например, в 724 г. правителем Закавказья был назначен не знающий поражений полководец Маслама. В том же году Маслама организовал крупный поход в Хазарию, но потерпел поражение.

Другой полководец Джеррах, который был правителем Закавказья до Масламы, и был назначен им после его поражения, также был разгромлен сыном царя хазар Барсилом в 730 г. и убит.

Однако беспрестанные атаки вооруженных новой идеологией арабов ошеломили хазар. По словам Ат-Табари, переданным со слов воина из племени Бану: «Когда походы (мусульман) на хазар последовали друг за другом, то они стали роптать и порицать, говоря: «Мы были народом, никто не подступал к нам, пока не пришел этот малочисленный народ…». Они (хазары) говорили друг другу: «Подлинно, они не умирают, если они умирали бы, то не бросались бы смело на нас».

Легкость процедуры принятия ислама, для чего, как видно из арабских, а позднее хазарских и булгарских монет, достаточно было признать над собой аллаха и произносить религиозную формулу – 112 суру из Корана:
Аллаһу әхәде, Аллаһу самәде ләм җәлиде вә ләм җүләде вә ләм йәкүлләһү көфүән әхәде.

Однако до официального принятия ислама хазарам и их союзникам булгарам было еще далеко. Византийские императоры, как и в войне с персами, в войне с арабами старались использовать хазар как щит от арабов. В 732 г. император Лев Исавр женил своего сына Константина на дочери кагана, которую звали Цәцәк – «цветок».
Официальное принятие ислама на Волге связано с именем полководца Мервана ибн Мухаммеда, назначенного халифом Гишамом (724-743 гг.) правителем Закавказья. В 733 г. он предпринял несколько походов на подвластные хазарам племена и запросил у халифа дополнительно 12 тыс. воинов для победы над хазарами.
Мерван действовал не только силой, но и дипломатическими путями против царя хазар. В 735 г. он отправил войска на Кавказ против подвластных кагану племен, а сам отправил посольство кагану с предложением мира. Каган в ответ на посольство Мервана также отправил посла. Однако Мерван в 737 г. захватил и задержал посла. А сам во главе войска в 150 тыс. человек ворвался в хазарские земли, лишь после этого он освободил хазарского посла.

Сообщение посла о вторжении огромного арабского войска было совершенно неожиданным для кагана. Он вынужден был отступить, оставив новую столицу в устье Волги Итил на север, по левому берегу Волги.
Мерван же ускоренным маршем преследовал кагана, для того чтобы тот не успел собрать более крупные контингенты войск. По пути разорял, например, подвластных кагану племен буртасов. Кстати, последнее свидетельствует, что Мерван поднимался именно по правому берегу Волги. Хазарские войска находились на левом берегу. Мерван ночью переправился на левый берег, а его разведчики в случайной стычке убили полководца хазар. Обезглавленное и не ожидавшее врага хазарское войско было разгромлено. Каган запросил мира. Мерван потребовал принятия ислама хазарами.

Хазарский каган пожелал при помощи толкователей ознакомиться с основными канонами ислама, а потом принял его. Таким образом, в 737 г. состоялось официальное принятие ислама хазарами и их союзниками булгарами. Главную роль в этом грандиозном событии сыграл со своими войсками Мерван ибн-Мухаммед, который впоследствии стал халифом (744-750 гг.).

Выше было сказано, что арабские авторы редко упоминают хазар, булгар или сувар. Они обычно называют их общим именем «тюрки». Судя по цокающему признаку, хазарскому языку соответствует язык мишарского диалекта татарского языка. Собственно это был единый народ. Поэтому естественно, после распада Хазарского каганата хазары вошли в состав Булгарског государства.

Об официальном принятии ислама хазарами и булгарами именно в УШ в. сообщают не только арабские авторы, но и свидетельствуют многочисленные источники поволжского характера. Это чеканка дирхемов, на основе арабской графики, т.е. куфическим почерком в столичном городе Итиле, расположенном на устье Волги, и другие археологические материалы. Итил был расположен на очень важном торговом пути из Хорезма в Булгарские (Паскатир) земли.

По поводу принятия хазарами и булгарами ислама петербургский нумизмат А.А. Быков писал: «Сторонники ислама в УШ и в начале 1Х века являлись в Хазарии носителями одной из наиболее передовых культур, с которыми приходилось сталкиваться…».

Но есть и другая сторона проблемы. Гунно-хазаро-булгарская культура со своей собственной доисламской письменностью, возникшей еще во П в. до н.э. – первоначально на монетах гуннских правителей, была на таком уровне, что она была готова к восприятию такой культуры.

Судя по монетам сравнительно быстро, т.е. уже к 60 – 70 гг. УШ века появляются первые хазаро-булгарские подражания арабским дирхемам. Чеканка монет, не случайно, началась именно в городе Итиле, который из ставки хазарского кагана превратился в значимый город, и стала столицей страны на древнейшем торговом пути, как отмечено выше, из булгарских земель Паскатир, богатой пушниной и до Хорезма. На монетах Итил обозначается на арабском языке как Арз ал-хазар, т.е. Земля хазар.

Однако необходимо учитывать именно хазаро-булгарский характер монетного потока и собственной чеканки, которые играли огромную роль в обмене и торговле и в снабжении монетным серебром не только восточных славян, но и Центральной и Северной Европы.

Такими же достаточно крупными торговыми центрами, по новым археологическим исследованиям, являлись такие города на Волге как Саркел или Астрахань (Машаяк) и другие города. Как свидетелҗствуют археологические исследования, начиная с 1Х в. указанные города продолжали существовать не только в хазарский и булгарский, но и в ордынский период.

К сожалению, льготный договор хазарского кагана с халифом Гишамом (724 – 743 гг.) до нас не дошел. Но он должен был быть таким же, каким был договор с Азербайжаном, на котором перечисляются: что всем жителям Азербайджана, жителям его равнин, жителям гор, жителям его окраин, жителям религиозных общин и т.д. и отмечалось также, что «Всем им гарантируется безопасность», в котором были заинтересованы и другие племена. Следовательно говоря об официальном принятии ислама хазарами невозможно оставить в стороне, можно сказать, одного из основных населений каганата – булгар.

Однако, распространение ислама у хазар являлось не безоблачным. Возможно, поэтому не дошли до нас некоторые подробности официального принятия ислама в 737 г.

В 750 г. был убит халиф Мерван ибн Мухаммед, который еще, будучи наместником Кавказа, предпринял поход на Волгу и с его смертью, видимо, обычный льготный договор, составленный между ним от имени тогдашнего халифа и хазарским каганом, потерял в какой-то мере свою силу. К власти в лице халифа Абул Аббаса (750-754 гг.), прозвищем которого было Саффак (кровопийца), пришла новая династия аббасидов.

При правлении следующего халифа Мансура (754-775 гг.) были проведены некоторые реформы в учении ислама. Видимо не случайно не признавали Мансура не только Испания, где правили омейады, еще не разгромленные халифом Абул Аббасом, но и Северная Африка. А Египет признал лишь номинально. Аббасидский переворот вызвал ряд опасных для ислама религиозных движений и в Средней Азии.

В окружении персидских сатрапов халиф Мансур предпринял поход на хазарские владения Кавказа, дошел до районов Баку и обложил данью нефтяные источники. Нефть (по-арабски – нафта) использовалась для оружия с сифоном.
Усиление влияния персов при дворе аббасидов, захват Мансуром областей Кавказа, через которые проходили весьма важные для хазар торговые пути и где издревле скрещивались интересы Ирана и Хазарии привели к разрыву отношений хазарского каганата с халифом Мансуром. Хазарского кагана окружали не только сторонники омейадов, бежавшие из халифата, но и изгнанные как из европейских, так и из мусульманских стран иудеи. Под их влиянием верхушка каганата приняла иудаизм.

Преувеличивать роли иудеев в Хазарском государстве, видимо, не имеет смысла. Дело в том, что многолетние археологические исследования, проведенные московскими археологами в Самосделкино, (Саркел, предположительно, Итил), прекрасным хазарским и, особенно великолепным булгарским материалом, пока не дали ничего особо «иудейского». Хотя, действительно, по сообщениям арабских авторов известно, что в стольном городе Итиле стояли не только мусульманские, но христианские или иудейские храмы.

Некоторый разрыв взаимоотношений после прихода к власти аббасидов прослеживается и по монетному материалу, т.е. по местному чекану. Они чеканились, но продолжались выпускаться заведомо по старому традиционно омейадскому типу. Некоторые из них чеканены в Арз ал-Хазаре, т.е. в «Стране хазар» и датированы 839 г. т.е. первой половиной 1Х в.

Великая Булгария, возникшая на этой же территории после распада Хазарской державы позднее, была крупнейшим феодальным государством своего времени. Булгары занимались в основном земледелием. В городах Великой Булгарии процветали ремесла. Они вели интенсивную торговлю со Средней Азией, Кавказом, Русью. Постоянно в Великую Булгарию ездили арабские купцы. За всю историю существования Великой Булгарии, т.е. с 1Х в. до середины ХШ в., на Волгу приезжали около 150 арабских путешественников. Они имели цель, в основном, наладить торговые отношения.

Во время раскопок в столичном городе Улуса Кыпчак (по русский с ХУП в. «Золотая Орда») Сарай ал-Джедид были обнаружены обломки астролябии. К сожалению, научные труды булгарских исследователей «йолдызчы» – астрономов, до нас не дошли. Только поэт Саиф Сараи за 140 лет до Коперника в своем произведении писал, что земля вертится вокруг солнца.

Похоже, ислам был, терпим к искусству, поэзии и наукам, в частности, арабы внесли большой вклад в развитие математической географии. Были переведены на арабский язык труды Птолемея и других античных авторов. Без арабов, сочинения многих античных ученых не дошли бы до нас. Они написали много крупных исторических и географических работ, и пошли значительно дальше античных географов, достигли больших успехов в изготовлении астрономических измерительных приборов и компаса. Арабские ученые внесли в науку измерение градуса широты, дали определение окружности Земли, которую они принимали за шар; с помощью измерительного шнура сравнительно точно определили длину одного градуса дуги меридиана, следовательно, и размеры земного шара.

Кстати на средневековых арабских картах можно проследить не только расположение городов, земель, гор, морей и рек, но и некоторые исторические данные, и этнический состав населения. Например, на карте Идриси (ХП век) о булгарах написано булгар мин ат тюрок, т.е. «булгары из тюрков». Если вспомнить, что еще сравнительно недавно некоторые советские исследователи обозначение правителя булгар из путевых заметок арабского посла к булгарам Ибн-Фадлана переводили как «царь славян», поражает осведомленностью арабского географа.

Исследование хазарских и булгарских монет-подражаний арабским дирхемам, чеканенных в УШ-1Х вв., после принятия ислама еще не завершено. Четко прослеживаются взаимоотношения хазар с Арабским халифатом не только по собственной чеканке в «Арз ал хазаре», но и по количеству «африканских» монет, проникавших через Кавказ до первой четверти 1Х в. и по изменению указанных путей по «саманидским» монетам, минуя Кавказ из Булгар в Хорезм в 1Х-Х вв.

Тем более еще в первой четверти УШ в. арабским полководцем Кутейбы ибн Муслимом был завоеван Хорезм и прочно утвердился ислам.

С этого периода, конкретнее с середины 1Х века верх берут уже булгарские подражания не только с особым своеобразным почерком, поскольку у булгар существовала своя доисламская письменность, но и тем, что булгары стали подражать туркестанским монетам, т.е. монетам саманидов.

Затруднение и перемещение торговых путей, видимо, было связано с принятием верхушкой Хазарского каганата иудаизма, что помешало торговле и обмену между принявшими иудаизм хазарами и мусульманскими государскими. Указанное событие, т.е. разрыв международных торговых взаимоотношений, согласно процентному соотношению монет в кладах, обнаруженных в Восточной Европе происходило в период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и завершилась в 20-х гг. 1Х в. в период правления халифа Абдуллаха ал-Мамуна ибн Харуна (810-833).
Судя по монетам-подражаниям , булгарские монетчики были достаточно грамотными, но на дирхемах-подражаниях обычно отсутствуют соединительные черточки между буквами арабского алфавита. Последнее видимо, связано с тем, что согласно правилам доисламской булгарской манихейской письменности буквы не имеют соединительных черточек как в арабской графике.

источник

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА
04.07.2011

Комментарии
omForm">
avatar

Рейтинг Славянских Сайтов яндекс.ћетрика